2. Классификация и типология конфликтов
Рассматривая второй вопрос данной темы, следует охарактеризовать, прежде всего, типологию конфликтов. Заметим, что конфликты классифицируют как внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые. По возможным результатам конфликты разделяют на конструктивные и деструктивные, а по степени управляемости – прогнозируемые, запланированные, контролируемые, управляемые.
Различные типы социальных конфликтов можно классифицировать:
· в зависимости от причин возникновения социальные конфликты подразделяются на вызванные объективными и субъективными причинами;
· с учетом времени протекания конфликты подразделяются на постоянные, продолжительные, кратковременные (эпизодические);
· в зависимости от субъектов и сторон конфликта бывают индивидуальными, коллективными, классовыми, корпоративными;
· по масштабу и остроте конфликты классифицируют на микро-, макро-, мегаконфликты, мирные и немирные (вооруженные) острые конфликты;
· по итогам социальные конфликты определяются как результативные и тупиковые.
· по принципам причастности различают социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные и сепаратистские конфликты.
· в зависимости от возможного исхода конфликты подразделяются на чистые и смешанные. Учёт цены и последствий конфликта – определяющий фактор в диагностике конфликтной ситуации.
К числу наиболее сложных для разрешения относятся конфликты по поводу принципиальных жизненных интересов, ценностей, и установок. Источником конфликта может быть распределение властных полномочий в управленческих структурах, материальных ресурсов.